«Интеграция курса «Основы православной культуры» в предметы гуманитарного направления»

Выступление автора и разработчика курса «Основы православной культуры» Аллы Валентиновны Бородиной на городском семинаре  «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося»,

26 февраля 2014 год, г. Обнинск

 

 

Наша работа сегодня проходит в одном из лучших образовательных учреждений Калужской области. Более того, и в целом по России не много таких успешных учреждений по уровню ценностной координации и управления кадровой системой, по организации единства педагогического, ученического и родительского коллективов и по результатам достижения качества повышенного уровня образования.

Мы имели возможность убедиться, что для коллектива лицея «Держава» темы, связанные с формированием духовно-нравственной личности, поисками и анализом содержания, условий и методов работы по этому направлению, – это темы приоритетные. Но в связи с тем, что сегодня вновь с особой остротой зазвучали проблемы сохранения социально-политической стабильности, мы чувствуем повышенную актуальность темы сегодняшнего семинара, не только в профессионально-педагогическом аспекте, но и в социальном, и государственно-политическом.

В этом смысле, курс «Основы православной культуры» располагает огромным духовным, религиозно-историческим и культурологическим содержанием, воспитывающим и развивающим ресурсами. Но надо признаться, что эти ресурсы пока используются в образовании очень слабо. А качество преподавания ОПК до сих пор во многом зависит от энтузиазма отдельных личностей – руководителей, учителей и, конечно, родителей. Модуль ОПК в рамках ОРКиСЭ не даёт возможности познакомиться даже с самыми основными новозаветными и ветхозаветными событиями. То есть курс ОРКиСЭ позволяет только ознакомительный уровень – ознакомление с основными понятиями и кратко, в общих чертах,  с историческими событиями Искупления и Воскресения Христа, Крещения Руси. То есть дети, придя в музей и прочитав названия картин «Явление Христа народу» или «Христос и грешница», конечно, не будут спрашивать: «Кто такой Христос?», но что изображено на этих шедеврах мирового искусства, дети не знают. И при этом будут уверены в том, что они в школе «прошли» «Основы православной культуры». А такие названия, как «Воскрешение дочери Иаира», «Бегство в Египет», «Танец вокруг Золотого тельца», «Лот с семьёй покидает Содом» и многие-многие другие, детям вообще ничего не скажут. Вот это пока результат школьного образования в рамках ОРКиСЭ, если он не опирается на систематическое многолетнее образование по курсу ОПК. И только там, где школьники имеют возможность изучать систематический многолетний курс «Основы православной культуры» с дошкольного возраста и до 4 класса, есть условия для перехода курса ОРКиСЭ с ознакомительного на уровень обобщающе-этический. Уточню, что речь идёт не о претензиях к темам, утверждённым Министерством образования и науки по модулю ОПК в рамках ОРКиСЭ, напротив, все темы важные и последовательность логична и даже удобна для освоения детьми. Дело просто в ограниченности учебного времени,  усечённости и неиспользовании обучающих ресурсов 1–3 классов. У вас есть возможность сегодня познакомиться с учебно-методической литературой и мультимедиасопровождением к урокам. Издано уже около 50 наименований по нашей системе, но, чтобы составить представление о ней, конечно, нужно учителям и руководителям прочитать самим хотя бы книги для чтения дошкольникам и учебные пособия для учащихся.

Что касается воспитывающего ресурса, то, судя по благодарным отзывам педагогов и родителей, нам удалось создать учебник по ОРКиСЭ именно религиозно-культурологический, патриотический и утверждающий высокие духовные ценности отечественной культуры. И на разных сайтах в Интеренете эта патриотическая и духовно-культурологическая концепция нашего учебника подчёркивается в качестве привлекающей характеристики.

Лицей в этом году сделал серьёзные шаги для перехода к систематическому изучению основ православной культуры. Систематическое образование включает, прежде всего, организацию классно-урочной работы по внедрению авторской урочной системы многолетнего преподавания. Этот курс обеспечен всеми жанрами учебно-методической литературы, и преподавание, можно надеяться, будет успешным.

Но на этом наши задачи ещё не будут решены. Главное – найти применение знаниям, полученным на уроках ОПК, и во всей системе гуманитарного школьного образования, и в жизни. То есть речь идёт о необходимости интегрировать ОПК в базовые предметы: литературу, историю, МХК, искусство. И то, что лицей «Держава» этим уже занимается и предоставляет возможность познакомиться с результатами своего труда в этом направлении, есть большая помощь педагогическим коллективам г. Обнинска и Калужской области. А мы знаем из публикаций, что работой в лицее «Держава» заинтересовались и в других регионах, например недавно делегация в составе 56 человек из Владивостока и других городов Приморского края посещала лицей.

В своём выступлении мне бы хотелось коснуться двух тем: «Толпа и личность» и «Возможности интеграции курса ОПК с другими предметами».

Задача формирования духовно-нравственной личности предполагает, прежде всего, формирование самостоятельности, честности и готовности следовать высоким духовным, нравственным, гражданским идеалам. Получается, что эта задача направлена не только на ученика, воспитанника, но и на самого педагога. Ведь формировать может только тот, кто сам сформирован. Общество вступило в процесс самосовершенствования. Это один из аспектов феномена ОПК. И условия, в которые поставлен учитель, действительно располагают к развитию направления, творческому поиску. Учитель сам получает результат своего труда, поэтому он вынужден работать добросовестно. Если руководство хотя бы не мешает, уже хорошо. А если руководство умело помогает, руководит, подсказывает, даёт возможность познакомиться с успехами других учителей, это вообще благодатная почва.

К сожалению, мы вновь слышим и читаем о претензиях разных структур на контроль и сертифицирование учителей, преподающих ОПК. Но кто сертифицирует тех, кто сам и года не проработал учителем, а готовит и сертифицирует педагогов? Кто бы просертифицировал тех, кто сертифицировал учебник Андрея Вячеславовича Кураева и со стороны Министерства, и со стороны церковных чиновников? Кто сертифицировал учебник и его авторов, которые утверждают: «Духовный мир – это знания  и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры» (Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – М., 2010. – Стр. 4). То есть духовность не включает религию. А о душе авторы вместе с сертифицирующими органами учат детей: «Тело ходит, бегает, ест. Душа думает, мечтает, верит, любит». Вот так всё просто изначально: тело без души и бегает, и ест! Не наркоманы ли это писали? Или оккультисты, выходящие в астрал? Иллюстрация на стр. 8 подменяет понятие «Свет миру», мы знаем из Евангелия, что свет миру – Христос, а в этом учебнике ОПК – это фонарь или солнце. Младенец в значении «Христос» – с маленькой буквы. А некоторые фразы даже взрослый не может прочитать, не только дети, например: «Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и зло, творчество и мысль, у животных отсутствуют. Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом». Что имеется в виду, непонятно. О чём речь? Может быть, авторы хотят сказать,  что есть отличия, которые были подарены не Богом? И они человека делают похожим на животных? Или на стр. 85: «У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за мир». На ком лежит ответственность за мир? На образе Божием, на Боге или человеке?

А если так же «засертифицировать» учителей, то они даже и «не позволят себе усомниться», что эти непонятности и неясности и нужно вдалбливать в головы деток, выбравших с родителями модуль «Основы православной культуры». А проповедь Христа (Урок 6) сводится к двум пунктам: о мести и о богатстве («Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас»; и «Не собирайте себе сокровищ на земле»). Вот кого пытаются получить средствами ОПК – чтобы не противился злу и злому и не собирал сокровищ на земле. И как вывод в конце параграфа: «Христос же не стал уклоняться от суда и добровольно пошёл на казнь».  Как Христос мог уклоняться от суда, над этим нужно подумать. Но думать нельзя: поведенческая модель навязана, а духовная так и не будет открыта. В Югославии, в Чечне были войны, люди пытались защищаться, а у нас будущие граждане пробегут в течение года по ОПК и будут сразу применять рекомендации «сертифицированных авторов-бессребреников», проповедников непротивления злу насилием в самом вульгарном смысле: быть готовыми к эксплуатации, получать оплеухи и не ценить материального благополучия. Для стяжания добра есть другие люди с другими основами. И семья православная должна превратиться в союз кочевников (надеемся, двух). Хорошо, что в Украине эти учебники не применяли, там, если изучали ОПК, то по нашим учебникам, и знают, что духовное просвещение – дело сложное и без исторических знаний непонятное. И как ни парадоксально, сегодня в условиях, мягко скажем, политического напряжения, приходится восславить Господа, что «сертифицированные» авторы ждали больших бюджетных средств и не успели написать свои учебники раньше, а народ успел познакомиться с ОПК. И то, что только 30% родителей выбирали ОПК, оказывается, имеет и положительную сторону.

Мы привели всего лишь несколько примеров сертифицированного на всех уровнях учебника. Но анализ этого учебника – это отдельный труд и отдельная история. За 5 лет его, наконец, прочитали многие родители и провели свою сертификацию. Но не злополучный учебник нас интересует, а наше с вами образование и формирование духовно-нравственной личности – способной анализировать, проверять, говорить правду, стоять за правду. Ведь сертифицирующие чиновники, не стесняясь, продолжают утверждать: «Учебник хороший! Автор оказался плохой, а учебник – хороший!»  Значит, концепция устраивает именно такая, и на смену этому учебнику те же люди, которые помогали в подготовке того учебника, теперь будут лоббировать новый свой учебник, со своим участием, по своей концепции, серьёзно отличающейся от той, на которую собственно формировался социальный заказ. Ошибаться – это плохо, но это может случиться с каждым, не видеть свои ошибки – это совсем плохо, это уже проблемы, а не хотеть видеть свои ошибки – это уже проблемы духовные.

И в этой связи хотела бы напомнить о необходимости сохранять интегративные формы обучения детей, ведь судьба ОПК по-прежнему неясна, а с 2009 года препятствия ОПК организуются даже теми структурами, которые должны были ОПК продвигать. Но об этот должен быть отдельный разговор.

Литература, история, искусство, МХК могут преподаваться на другом, повышенном и углубленном уровне, если дети изучают ОПК. А если и не изучают, то эти предметы сами могут стать тем образовательным пространством, на котором будет осуществляться ознакомление с основами православной культуры и духовно-нравственное воспитание.

Что я могу предложить как автор для этой работы. Я держу в руках книгу, теперь уже редкую, 2004 года издания, она называется «Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. Первое её издание вышло ещё до самого первого моего учебника «Основы православной культуры». То есть это была первая моя книга. Работа над ней показала, что основные недостатки нашего преподавания отечественной литературы связаны с отсутствием религиозно-культурологического содержания в школьном образовании, подтвердила необходимость не просто ознакомления, но систематического изучения ОПК и использования их на уроках литературы как мировоззренческой основы автора, чьи произведения изучаются. Несостоятельность преподавания было обусловлено тем, что преподавалось искусство художественного слова, изобразительное искусство и т. д. –  с позиции абсолютной веры в совершенство марксизма-ленинизма, а наши классики не  писали с этой позиции, их мировоззрение включало веру только в религиозном смысле. Вера была традиционной, даже у тех авторов, которых волновали вопросы социального, экономического и политического устроения. Эта книга сразу нашла своего читателя и издавалась в разных вариантах: в 2002 году на страницах Методического приложения к «Учительской газете» (несколько номеров подряд были посвящены содержанию этой книги), в сокращённом виде она была представлена в журнале «Вестник образования». А вы можете представить, насколько это было революционно, если даже сейчас, когда уже на государственном федеральном уровне введён курс религиозного содержания, с каким непониманием подчас со стороны коллег или руководства приходится сталкиваться. Эту историческую книгу, этот единственный экземпляр я дарю лицею в библиотеку, чтобы учителя литературы могли познакомиться и использовать в работе.

Учителям словесности (и не только) будет очень интересен комплект для 5 класса «Основы духовности языка». Его можно использовать как самостоятельный курс по 5-му разделу моей программы, но можно и в качестве интеграции ОПК в русский язык. Этот комплект включает учебное пособие, церковнославянско-русский словарик и рабочую тетрадь. Полноцветные пособия, с матовой ламинацией. Это тоже подарок в библиотеку лицея. Эти пособия издаются тиражами 500–1000 экз., то есть это книги редкие, они не будут в магазинах, они изданы для  учителей и родителей, которые заказывали и ждали эти пособия. В библиотеку лицея прошу принять также несколько брошюр для учителей искусства, МХК и истории: «Шатровый храм в русской культуре», «Великий Новгород: особенности храмового зодчества» и  др.

И наконец, я хочу познакомить вас с новинками по модулю ОПК в рамках ОРКиСЭ. К моему учебнику были изданы программа, рабочая программа, рабочая тетрадь. Теперь вышла методичка с основательной разработкой каждого урока и  долгожданный диск с презентациями к урокам (29 тем, 34 урока). Диск можно использовать и на уроках истории, литературы и на тематических классных часах. Язык культуры, творчества нам может дать гораздо больше, чем мы можем выразить своим разговорным языком. Нужно давать детям читать правильные тексты,  слушать мелодичную музыку с хорошими словами и смотреть хорошие иллюстрации.

И теперь я хочу несколько слов сказать по теме «Толпа и личность».  

            Религиозно-культурологическое образование позволяет нам теперь говорить о религиозных идеалах со всеми детьми и с каждым ребёнком. И здесь начинается разделение. Это разделение естественное – по истории и догматике религий, то есть по основам историческим и догматическим. Идеалы в каждой религии разные. В православии идеал – Христос. В других религиях – Христос не является идеалом, там другие идеалы. И ценности, мягко говоря, не всегда совпадают. В православии высшая ценность – Жертвенная Любовь. А в других религиях всё иначе. Это нельзя скрывать, скрывать – всё равно, что обманывать. Поэтому оптимальная модель религиозно-культурологического образования – изучать всем детям религиозные культуры как «Историю религиозной культуры», начиная с «Основ православной культуры» как исторической духовной традиции России, постепенно охватывать и другие религиозные традиции, включая и древние, и современные. Тогда только выпускники школ будут понимать друг друга, и право выбора на религиозные убеждения будет реализовано вполне.

Так вот, повторю, что православие даёт нам идеал – Христа. Это образ Жертвенной Любви и служения Творцу. Евангелие раскрывает тему духовной личности и толпы, и эта тема будет звучать всегда со страниц Священного Писания и проживаться в жизни постоянно. И в Ветхом Завете красной нитью проходит эта тема, а в Новом Завете она поставлена особенно остро и выражена предельно ясно. Люди толпами ходили за Христом. В толпе да ещё с духовной темой – комфортно, чувствуешь себя личностью, даже избранным, если учишься у Самого Мессии! И проповедь прочитает, да ещё угнетателей, богатеев и даже фарисеев обличит, надежду даст, что все обездоленные на земле получат Царство Божие. Ещё и накормит, ещё и чудеса исцеления, воскрешения совершит! Хорошо-то как! Толпы всё больше, популярность Иисуса Христа растёт, Христа исцеляющего, совершающего разные чудеса, Христа во славе человеческой признают все. Толпа признаёт, но это, заметьте, пока ещё толпа, это даже не толпа делателей, но зрителей. Первыми заметили фарисеи и книжники (они умные и знающие!), что, может быть, Он и праведник, и даже Мессия, но им от этого только беспокойство. Они хорошо устроены без Него, они в почёте, в достатке, образованы, указывают всем, как жить, управляют самым удачным, «чистым» способом – духовно! И никто не смеет оспорить их решение, указание. А тут пришёл Тот, Кто всё это изменяет, заставляет думать, переживать и их, учителей,  говорит, что мало знать и иметь, но нужно ещё жить иначе и делиться, отдавать, заботиться о тех, кто вообще не их уровня. Пошатнутся устои, не удастся почивать на лаврах и говорить о духовных вещах, учить смирению и управлять! Толпой они умеют управлять, толпой управлять легче, чем личностью. Если толпа восхищалась особой силой своего Учителя (исцелять, воскрешать), то увидев Его поруганным и униженным, конечно, отвернётся. Толпа готова была сделать его царём, служить как царю, растилать одежды перед Ним, слушать Его, но это должен быть царь со всеми внешними признаками своей власти. А если Он арестован, если Его бичевали, если Он не может за Себя постоять, значит, Он  не царь, конечно, толпе Он не нужен. Именно духовный уровень не принимается. И это будет повторяться в жизни: о духовности очень приятно говорить, но духовность, религиозную истину поставить выше душевных отношений, личных связей, коммерции, политики – это уже выше сил! То, что Христос отдаёт Себя каждому, толпа не понимает и не принимает. Она оказывает предпочтенье политическому преступнику. Это тоже личность, со своими убеждениями, способная действовать в своих интересах, по своим убеждениям, по своему плану. Вот разница: Варрава – в своих интересах, по своим убеждениям, по своим замыслам, а Христос – исполняет волю Отца Небесного. Ни власть, ни богатства не нужны Христу, только исполнение воли Отца. И как результат – у Креста Спасителя остаются лишь несколько человек. Но история после евагельских событий показала, что значит личность, одухотворённая Христом, благодатью Божией. Даже ближайшие ученики не сами возродили в себе веру во Христа как Господа, а – Сам Спаситель, Воскреснув и найдя каждого. И апостолов гнали и убивали, и преподобные были гонимы. Всё за ту же Истину, за непосредственную связь с Богом. Прошло два тысячелетия, и христианство стало самой распространённой религией в мире. Но Господу нужна не толпа, а каждая отдельная личность, принявшая Христа и осознанно идущая за Ним. Чтобы духовно-нравственное воспитание было подлинно евангельским, нужно использовать этот феномен ОПК, но не допускать формальности, фарисейства, инквизиций, организации управления религиозной практикой извне, а предоставить Господу Самому жить в сердцах наших учителей и воспитанников, если они этого захотят. Пусть мерой и судией для личности будет Сам Христос, а интересной областью знаний – наша история и культура. Чтобы партийные методы бойких сертифицирующих чиновников и коммерсантов не смогли превратить драгоценные личности в толпу.

Спасибо за внимание.

 

Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», педагог, филолог, культуролог, писатель, общественный деятель.

Опубликовано 11.03.2014



Нравится