Инновационный потенциал курса «Основы православной культуры» для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота

Выступление на XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтениях Калужской митрополии: Пленарные доклады, Калуга, 19 сентября 2015 г.

В центре пересечения различных идеологических концепций и столкновения разных интересов находится личность будущего гражданина. Поэтому самые главные и самые разрушительные удары последних трёх десятков лет направлены на систему образования. В результате система образования стала самым нестабильным социальным институтом России. И мы, как могли, все эти годы созидательно трудились, выступая за сохранение системы образования, обогащая её содержательно, расширяя границы языкового, интеллектуального, духовного пространства, в котором находится наш воспитанник в д/саду и потом – в школе.

К сожалению, противостоять всей разрушительной мощи, о которой говорили предыдущие докладчики, нелегко, система разрушена, понятийный аппарат педагога и руководителя изменено в корне, спущена в педагогическую практику новая терминологическая база, новый принцип описания целей и задач, деятельности педагога, иные структурные единицы программно-концептуальных материалов, из программ постоянно вытесняется отечественный учебный материал западными произведениями, и далеко не лучшими из них. И всё это в духе глобализации, уничтожения культур и обезличивания будущего гражданина.

Чтобы противостоять этому сокрушительному смерчу инновационных технологий, необходимы мужество и терпение, сплочённость и постоянная готовность реагировать аналитически, критически и созидательно на каждое новое наступление. Но необходимо и новое содержание. Где его следует черпать?

Народ, желающий сохраниться и противостоять распаду, может черпать такое содержание только в своих традициях, в своей культуре, постоянно развивая её на собственной мировоззренческой и духовной основе. Культура развивается по своей неизменной диалектической формуле: традиция + новация. В этом смысле курс «Основы православной культуры» уникален. Он подтягивает в образование традиционное содержание, социокультурный опыт и вместе с тем имеет все признаки инновации. Такого историко-культурологического курса никогда раньше не было. Он родился в самом начале XXI века, когда вышел в свет первый учебник с таким названием и с такой концепцией, ставший символом духовно-нравственного просвещения в массовой школе. При духовной традиционной для России основе содержание курса инновационно, как инновационен историко-культурологический подход к изучению религиозной культуры в условиях светского характера образования.

Инновационны и очень современны в самом хорошем смысле этого слова методы работы с детьми. При этом курс «Основы православной культуры» уникален своей надёжностью – исторической, культурологической, теологической, педагогической, социальной, политической. Он уникален по неисчерпаемому богатству содержания, по разнообразию исторического и художественно-эстетического материала. Но главное – курс «Основы православной культуры» формирует мотивацию к освоению культуры и изучению истории и религии. А ведь снижение, а иногда и полное отсутствие мотивации к учению стало сущим бедствием сегодня. Общаясь с педагогами и директорами школ, приходится постоянно слышать об этой проблеме. В современной школе есть всё: оборудование, техническое оснащение кабинетов. Но нет мотивации к учению у детей, к сожалению, не сформирована возможность получения знаний как ценность. С «Основами православной культуры» по нашему курсу такой проблемы нет, здесь всегда есть интерес и безграничная глубина использования программы и понимания содержания. Часто дети даже спрашивают, почему ОПК только один раз в неделю, тогда как на другие предметы выделяется по нескольку часов в неделю. Я говорю об этом только как о подтверждении большого интереса у детей к предмету, а вовсе не подталкивая к увеличению количества часов в неделю. Достаточно 1 часа, во всём должна быть разумность. Важнее соблюдать системность преподавания.

И ещё хотелось бы подчеркнуть одну важную характеристику курса «Основы православной культуры» – его абсолютно положительное воздействие. Подрастающее поколение узнаёт историю формирования религиозной и культурной традиции, пред ним встают образы святости реально живших людей, примеры мужества, исповедничества, правдивости, благородства, супружеской верности, любви, жертвенности, без которой не устоял бы и не устоит мир, образы истинных патриотов – защитников Отечества, веры, Церкви.

Инновационная историко-культурологическая концепция позволяет избежать назидательности при решении задач духовно-нравственного воспитания. Семья, дружба, любовь, патриотизм – это сквозные темы с дошкольного образования по 11 класс.

Что касается ФГОС, то они дают возможность изучать «Основы православной культуры» в разных формах, и использовать эти возможности обязательно нужно. Духовно-нравственная область есть теперь в содержании образования, и если её не заполнять традиционным историко-культурологическим материалом, то она будет быстро заполняться иным, чуждым содержанием, ложными ценностями.

Среди особенностей новых стандартов следует назвать прописанные, конкретизированные личностные результаты. Если говорить о ФГОС дошкольного образования, то они содержат принципиально новые позиции, например, подчёркивается важность формирующей, воспитывающей среды – педагогической, социокультурной среды. Это интересное концептуальное положение. И эта среда по нашей программе дополнительного образования, которая может сочетаться с любой примерной основной образовательной программой, должна включать православные праздники, стихи, рассказы православного содержания. Сегодня уделяется должное внимание эмоциональному воспитанию, и в этой части педагогическая работа нацелена на воспитание патриотических чувств, уважения, особенного, почтительного отношения к предметам и словам духовного содержания. Только вырастив новое поколение, умеющее достойно и правильно пользоваться своими правами на убеждения, веру, культуру, ценить отечественные традиции и сострадать людям, Россия сможет справиться с главными социальными недугами и проблемами, в том числе и с провокациями на религиозной почве, периодически потрясающими наше общество глумлением над православными святынями, оскорблением чувств православных верующих, как это не раз происходило даже в столице и даже в самом её центре. Наша программа может сочетаться с любой примерной основной образовательной программой, дополняя её. Преподавание курса «Основы православной культуры» сформировало благодатную социальную среду, формирующую личность патриота, гражданина духовно и нравственно ориентированной суверенной России с православным культурообразующим и государствообразующим стержнем.

Калужский регион получил в подарок от Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» около 400 УМК «Основы православной культуры» для дошкольников: 361 такой комплект для д\садов получен по заявке Министерства образования и науки Калужской области для каждого дошкольного учреждения, ещё 22 УМК для своих д/садов дополнительно по отдельной заявке получил отдел образования администрации Боровского района, и кроме этого, ещё несколько УМК были переданы лично руководителям системы образования и специалистам по данному направлению. Это может быть хорошим началом для серьёзной работы в дошкольных организациях.

Этот УМК для дошкольников, который я держу сейчас в руках, создан силами и средствами Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» и на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 г. № 11-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание».

УМК включает 15 красочных пособий для детей, с раннего возраста формирующих уважительное отношение к отечественной культуре, воспитывающих любовь к России, её столице, пробуждающих интерес к истории Отечества, его традициям. Здесь пособия разных серий, это и книги для чтения и рассматривания иллюстраций, и стихи, и задания для самостоятельной деятельности детей и для совместной работы со взрослыми. Уместно подчеркнуть ещё одну важную сторону. Этот курс сразу привлекает внимание родителей своей новизной, укрепляет отношения педагогов с семьёй и осуществляет историко-культурологическое образование и патриотическое воспитание уже и взрослых, всех членов семьи, которых уже никак по-другому организовать в этом направлении невозможно.

Для Калужского региона есть возможность использовать весь воспитывающий и интеллектуально и культурно развивающий потенциал курса ОПК для всех уровней образования и начинать это нужно, конечно, с дошкольного уровня. Со своей стороны я готова к более тесному сотрудничеству и буду рада применить все свои личные возможности как культуролог, педагог, писатель, а также ресурсы Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры». 22 сентября приглашаю всех на семинар, который состоится в Калуге в актовом зале Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского в рамках XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.

Спасибо за внимание.

 

Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор УМК «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кандидат культурологии

Опубликовано 19.10.2015



Нравится