О потенциале курса «Основы православной культуры» в профилактике экстремизма через формирование установки на уважение людей разных национальностей и единение в совершении добрых дел на благо Российского государства
Выступление на заседании Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области (Калуга, Дом Правительства Калужской области, 21 августа
Экстремизм стал сущим бедствием в мире, и совершенным чудом является то, что Россия до сих пор смогла миновать попытки разжигания национальной и религиозной розни, уже многократно провоцируемые с конца 80-х гг. ХХ века. Этот период со всеми его кризисами и проблемами продемонстрировал в очередной раз социальную надёжность ментальности государствообразующей нации и православного общества. Любые трудности готов перенести русский народ, кроме оскорбления его религиозных чувств, осквернения православных святынь, наступления на традиции православия. Русский народ осознаёт себя вполне и останется народом-богоносцем и носителем православия. Поэтому совершенно очевидно, что миротворческий и патриотический потенциал историко-культурологического курса «Основы православной культуры» необходим для всех граждан России, а не только для верующих и выбирающих модуль ОПК в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это очень важно, чтобы терпимость коренного населения и стремление не осуждать и относиться к ближнему, как к самому себе, были понятны представителям других конфессий и не рассматривались как слабость, невежество, безнравственность, атеизм или равнодушие к духовной области. К сожалению, в рамках федерального курса ОРКиСЭ пока осуществляется только ознакомительное образование в области ОПК и только для одной части населения. Если эта часть населения будет жить, ориентируясь на евангельские заповеди, а остальное население будет оскорблять их религиозные чувства и провоцировать конфликты, то результат легко прогнозировать, и вина, конечно, лежит на тех, кто имел возможность исправить ситуацию, но этого не сделал.
Сравнительно недавнее изобретение, навязываемое не слишком деликатно, – идеология толерантизма, якобы направленная на взаимопонимание представителей разных религий, культур, традиций, – потерпела крах, она не смогла дать миру ни убедительного теоретического обоснования, ни авторитетной терминологии, ни успешной практики её применения. Термин получил ярко выраженную негативную окраску как одно из проявлений двойных стандартов и прикрытие агрессивной политики против отдельных народов и государств, против традиций в области культуры, религий, семейных отношений. Поэтому даже понятие диалога религий, само по себе важное для всех нас, утрачивает свой позитивный социальный смысл, когда связывается с толерантностью, и при упоминании в связи с неуспешным и чуждым понятием толерантности, вызывает лишь нервозность и крайнее недоверие у верующих, поскольку в такой цепочке понятий напоминает об угрозе навязывания единой религии, искусственно составленной из других, что собственно угрожает любой традиционной религиозной общности, любой устоявшейся традиции. Другое дело – традиционные понятия «дружба народов», «мир во всём мире», «любовь к ближнему, как к самому себе», «равенство всех людей перед Богом», и евангельская истина в конкретных установках: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» или: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Не берусь делать выводы о причинах неудачи толерантизма, обусловлено это непродуманностью толерантизма как социального проекта или, наоборот, хорошо продуманной провокационностью конфликтов, но факт налицо: толерантистская идеология не состоялась как идеология снижения социальной и межрелигиозной напряжённости. Например, православный народ очень чутко реагирует на попытки реформирования религии, и это часто становится причиной недоверия к каким бы то ни было авторитетам, в том числе и религиозным. И если мы ищем спасения от экстремизма, то нужно понимать, что нельзя давать ни малейшего повода для смущения религиозного духа народа перспективами реформ и создания единой религии. К сожалению, такие поводы подаются, и общество очень болезненно на это реагирует. Это нужно учитывать, нужно научиться поддерживать традиции, а не разрушать их: в религии, культуре, социальных, семейных отношениях. И всё, что помогает сохранять человеку своё человеческое лицо, должно находить государственную поддержку, прежде всего, в системе образования. Мы должны понимать, что будущее страны сидит сегодня за партами в школах и за столиками в детских садах, здесь подрастающее поколение учится этике межличностных отношений. Школьное и дошкольное образование должны, наконец, приступить к выполнению своих главных функций – передаче культуры и социального опыта. А происходит сегодня страшное – молодёжь учат с малых лет открыто выражать своё мнение даже тогда, когда это мнение ни на чём не основано, не опирается не только на опыт, но даже на знания. Само по себе умение открыто выражать своё мнение и неплохо, но это должно непременно сочетаться с хорошим образованием, культурой общения и, конечно, уважением к традиционной культуре. В противном случае – это и есть провокация конфликтов. И нередкие факты таких провокаций, особенно, в центре столицы, сами по себе указывают на недостатки доперестроечного образования в области религии и современного образования, и более всего – в области основ православной культуры. Подчеркну – основ, а не просто православной культуры. Православную культуру проходили, но не раскрывали основ её, то есть собственно не изучали всерьёз, не затрагивался религиозно-этический пласт. И сегодня именно христианские ценности подвергаются поруганию, оскорбляются самые дорогие чувства именно православных верующих. Необходимо формирование установки на уважение людей разных национальностей, а не всех, кроме русских, и верующих всех конфессий, а не всех, кроме православных. Это серьёзный политический промах и недостаток системы образования. Все верующие и неверующие, люди всех национальностей должны чувствовать себя гражданами правового государства, тогда только можно говорить о возможности единения в совершении добрых дел на благо Российского государства.
Кстати, ущемление прав граждан на получение детьми историко-культурологического образования в рамках курса «Основы православной культуры» – это тоже провокация социальных конфликтов, одна из причин недоверия чиновникам и власти. Ведь всё, что связано с убеждениями народа, его духовной жизнью, особенно важно. Навязывать не стоит этот предмет, безусловно, но отказывать социальному заказчику образования и налогоплательщику в полноценном образовании их детей, – это тоже провокация конфликта на религиозной почве. Надо сказать, что в Калужской области есть положительный опыт многолетнего преподавания систематического курса «Основы православной культуры» по нашему проекту на всех ступенях, начиная с дошкольной, например, в Боровском районе. На наших глазах уже целое поколение выросло, включив в себя членов общества, изучавших систематически курс ОПК. И одним из главных результатов успешного использования нашего УМК считаю тот факт, что за все эти годы, а это уже около 12 лет, ни в одной школе, ни в одном классе не произошло ни одного конфликта на религиозной или национальной почве.
Но всегда есть простор для нашего педагогического и управленческого совершенствования. Не все возможности ещё используются для распространения данного содержания и имеющегося опыта. Например, Калужский институт развития образования мог бы создать условия для полноценных авторских курсов повышения квалификации педагогов по ОПК. До сих пор использовалась одна схема – ознакомительная, но не системно-организующая по конкретному УМК. А программа дополнительного профессионального образования давно есть, она прошла экспертизу и получила грифы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и допущена к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви. УМК включает уже более 60 пособий различных учебных жанров, в том числе крупногабаритные демонстрационные пособия, которые прекрасно выполняют функции наглядного патриотического воспитания и религиозно-культурологического просвещения.
А потенциал историко-культурологического курса ОПК просто не с чем сравнить в смысле возможностей профилактики экстремизма. Даже идеально написанные учебники по истории, даже если бы они были, не смогли бы выполнить тех мировоззренческих, объединяющих и воспитывающих задач, которые успешно решает наш курс ОПК. Подчеркну, курса не по религиозной, вероучительной концепции, что имеет определённые сложности и, конечно, ограничения применения в условиях современного, тем более, светского образования, но именно по историко-культурологической концепции.
Сегодня я держу в руках уже УМК для дошкольников, который был создан силами и средствами Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» с использованием средств государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 г. № 11-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание».
Этот УМК включает 15 красочных пособий для детей, действительно с раннего возраста формирующих уважительное отношение к отечественной культуре, воспитывающих любовь к России, её столице, пробуждающий интерес к истории Отечества, его традициям. Здесь пособия разных серий, это и книги для чтения и рассматривания иллюстраций, и стихи, и раскраски, и задания для самостоятельной деятельности детей и для совместной работы со взрослыми.
Причём, курс решает задачи, важные для нашей всеобщей безопасности и стабилизации общества не только в далёком будущем. Это ещё одна важная сторона ОПК. Этот курс своими инновационным признаками и хорошим издательским оформлением сразу привлекает внимание родителей, укрепляет отношения педагогического коллектива с семьёй и осуществляет историко-культурологическое образование и патриотическое воспитание уже и взрослых членов семьи, которых уже никак по-другому организовать в этом направлении невозможно.
Калужский регион по заявке от Министерства образования и науки Калужской области получит от Фонда «ОПК» 361 такой комплект для д\садов Калужской области, и Управление образования Боровского района, все эти годы работающее в тесном контакте со мной как автором проекта «Основы православной культуры», тоже подало заявку и получит ещё 22 УМК для своих д/садов. Это могло быть хорошим началом для серьёзной работы в дошкольных учреждениях.
Для Калужского региона есть возможность использовать весь воспитывающий и интеллектуально и культурно развивающий потенциал курса ОПК для всех ступеней образования, и начинать это нужно, конечно, с дошкольной ступени. Со своей стороны я готова к плодотворному и тесному сотрудничеству и буду рада применить для этого все свои личные возможности как культуролог, педагог, писатель, а также ресурсы Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры.
Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор УМК «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кандидат культурологии